Содержание и сущностные характеристики современного образовательного процесса в ВУЗе реализуются применительно к направлению «ТМиО» в соответствии с требованиями Федеральных образовательных стандартов ВПО [5] и ВО [6] и принятой концепции компетентностно-модульного формата при организации и осуществлении обучения студентов.
Под компетенцией в соответствии с ФГОС понимается обобщенная характеристика личности, определяющая её «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».
«Действительно, компетенция учитывает как интеллектуальный потенциал и личностные качества специалиста, так и его способность успешно реализовать их в практической деятельности» [3].
При этом степень подготовленности выпускника должна обеспечивать его плодотворную работу сразу по окончании вуза. Того же требует и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, формулирующий компетенции, оценивающие степень подготовленности специалиста, в терминах «умеет», «владеет», «способен», «готов» решать конкретные профессиональные задачи в конкретных видах его производственной деятельности.
Таким образом, выпускник должен не столько знать, понимать, представлять, сколько уметь применять эти знания на практике. Возникает задача, наряду с традиционным, в основном умозрительным процессом обучения, дающим знания, понятия, принципы, методологию и методики, обеспечить и получение достаточных практических профессиональных умений, способностей и навыков.
Решение этой задачи возможно путем существенного увеличения доли самостоятельной работы, развития активных методов и интенсификации процесса обучения. Также важнейшим аспектом следует считать реализацию практической составляющей обучения в ВУЗе в виде сформированных модулей, состоящих из нескольких дисциплин, которые вносят наибольший вклад в формирование различных профессиональных компетенций [1,2].
При этом необходимо учесть и требования профессиональных стандартов, разрабатываемых на предприятиях – потенциальных работодателях для выпускников ВУЗов. Профессиональные требования к выпускникам ЛГТУ по направлению «Технологические машины и оборудование» сформулированы основным партнером и заказчиком – ОАО «НЛМК».
Эти требования формулируются в виде трёх блоков:
блок 1 – практические навыки и умения обслуживания, наладки, настройки и регулирования, проектирования и анализа принципиальных схем металлургического гидропривода;
блок 2 – практическая подготовленность к осуществлению технического обслуживания и ремонтов оборудования;
блок 3 – знание теоретических основ диагностирования оборудования, наличие практических навыков вибро- , термо- и трибодиагностики.
В соответствии с профессиональными требованиями работодателя в процессе обучения бакалавров в области металлургических машин и оборудования разработаны и реализуются соответствующие модули, которые позволяют обеспечить подготовку выпускников в сфере профессиональных умений, способностей и практических навыков.
Первый блок профессиональных требований обеспечен введением модуля из 3-х профессиональных дисциплин: «Гидравлика», «Гидропривод машин», «Практикум по гидроприводу».
Структурно данный модуль приведен на рисунке.
Структура модуля «Гидравлика, гидроприводы, практикум»
Дисциплины «Гидравлика» и «Гидропривод машин» изучаются на 2 курсе, 2 семестре и 3-м курсе 1-м семестре и направлены на получение общих теоретических знаний, понятий, представлений, изучения принципов конструкций, устройств, функционального назначения, методов расчета.
При изучении дисциплин используются электронные лекции, интерактивное сопровождение с помощью мультимедийного компьютерного комплекса. Лекционные курсы сопровождаются демонстрациями, включающими компьютерные анимации и 3-D модели.
Закрепляются теоретические знания практическими и лабораторными работами на исследовательском комплексе НТЦ-38 и учебном лабораторном стенде «Festo-didactic». Исследовательский комплекс НТЦ-38 оснащен совокупностью датчиков, позволяющих регистрировать все необходимые гидравлические и механические параметры исследуемых процессов и машин. При выполнении работ на стенде «Festo-didactic» студенты самостоятельно монтируют, налаживают и настраивают изучаемый гидропривод. Практические умения по отладке и исследованию гидроприводов осуществляются на исследовательском комплексе по гидроприводу и гидроавтоматике с использованием лицензионного ПО «Zetlab».
«Практикум по гидроприводу» изучается на 3 курсе во 2 семестре и направлен на получение практических навыков, способностей и умений в области проектирования, монтажа, наладки и настройки систем гидропривода машин.
В процессе изучения студенты выполняют курсовую работу по проектированию гидроприводов металлургических машин с использованием системы автоматизированного проектирования (САПР) «Automation Studio». Применение САПР позволяет существенно сократить продолжительность процедуры проектирования, рассмотреть несколько возможных вариантов.
Спроектированный гидропривод монтируется, опробуется и отлаживается на гидравлическом стенде «Festo-didactic» и исследовательском комплексе «Гидропривод и гидроавтоматика» с программным обеспечением «Zetlab». Выполняют практикум студенты практически самостоятельно в соответствии с индивидуальными заданиями. Преподаватель при этом является скорее консультантом-куратором, нежели контролером.
В результате изучения модуля дисциплин студент знает основные законы гидравлики, принципы, устройство и характеристики гидромашин и гидроаппаратов, умеет рассчитывать технические параметры; владеет навыками проектирования, наладки и настройки гидроприводов, анализа и экспертизы схем и применяемого оборудования промышленных гидроприводов металлургических машин.
Блок 2 – практическая подготовленность к осуществлению технического обслуживания и ремонтов оборудования и блок 3 – знание теоретических основ диагностирования оборудования, наличие практических навыков вибро-, термо-, и трибодиагностики по своей сущности рассматриваются в комплексе, т.к. направлены на подготовку выпускников в области обеспечения надежности машин и их составных частей. Модули дисциплин для реализации блоков 2 и 3 приведены в таблице.
Методическое и учебно-лабораторное обеспечение модулей дисциплин блоков 2 и 3
№ п.п |
Дисциплина |
Курс/ семестр |
Методическое обеспечение |
Учебно-лабораторное оборудование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Аглодоменное оборудование |
3/1 |
Учебные пособия, гриф УМО, УМС ЛГТУ, электронные курсы лекций |
Учебно-исследовательские установки и приборы |
2. |
Сталеплавильное оборудование |
3/2 |
Учебные пособия, гриф УМО, УМС ЛГТУ, электронные курсы лекций |
Учебно-исследовательские установки и приборы |
3. |
Прокатное оборудование |
4/1 |
Учебные пособия, гриф УМО, УМС ЛГТУ, электронные курсы лекций |
Учебно-исследовательские установки и приборы |
4. |
Эксплуатация (ремонт) металлургического оборудования |
3/2 – 4/1 |
Учебные пособия, гриф УМО, УМС ЛГТУ, электронные курсы лекций |
Учебно-исследовательский комплекс «Bearing» по монтажу-демонтажу подшипников качения |
Стенд по системам смазки оборудования |
||||
Стенд по исследованию усилий и моментов при посадке деталей с натягом |
||||
Учебный комплекс по сборке-разборке и регулировке редукторов |
||||
5. |
Эксплуатация (ремонт) металлургического оборудования. Раздел «Методы и средства технической диагностики» |
4/1 |
Учебные пособия, гриф УМО, УМС ЛГТУ, электронные курсы лекций |
Стенд по механической центровке валов роторных машин |
Стенд по лазерной центровке сложных валопроводов «Квант Л2» |
||||
Стенд по балансировке и вибродиагностике «Протон-баланс» с использованием виброанализатора «ВАСТ» |
||||
Тепловизор «Baltech» |
||||
Анализатор масел |
Особенностью учебного процесса при изучении модулей дисциплин блоков 2 и 3 является реализация их межпредметных связей с последовательным углублением в проблематику. Так, при изучении дисциплин по оборудованию (поз. 1, 2, 3 табл.) основополагающей является задача по обеспечению знаний обучающихся по составу, назначению, принципу работы машин, узлов, механизмов, сборочных единиц, методам их расчета, при этом проблематика при их эксплуатации рассматривается в общем контексте. Изучение дисциплины 4 (табл.) обеспечивает не только знания обучающихся особенностей эксплуатации, последствий нарушений работоспособности оборудования, но и умения и практические навыки монтажа-демонтажа, сборки-разборки, контроля на учебных и учебно-исследовательских стендах и комплексах. Завершающим этапом при изучении модуля дисциплин блоков 2 и 3 является обучение студентов методам прогнозирования состояния оборудования. Применение современных диагностических методов (поз 5 табл.) дает возможность получения основ практических умений и навыков по методам лазерной центровки валов (прогнозирование, оценка и устранение несоосности) [3], вибро-, термо- и трибодиагностики.
Анализ содержательной части дисциплин рассмотренных модулей, особенно практических и лабораторных занятий, являющихся непременным условием формирования профессиональных компетенций в части требований «уметь», «владеть навыками», что свидетельствует о достаточно удовлетворительном соответствии профессиональных требований работодателя и практической направленности обучения при реализации модулей дисциплин.
Разумеется, перечень профессиональных требований к выпускникам существенно шире и охватывает спектр практических «умений», «навыков» по различным видам деятельности в соответствии с ФГОС, что требует дальнейшего совершенствования практической, профессиональной составляющей содержательной части учебного процесса в ВУЗе.
Рецензенты:
Мухин Ю.А., д.т.н., профессор, зав. кафедрой обработки металлов давлением ЛГТУ, ФГБОУ «Липецкий государственный технический университет» Минобрнауки РФ, г. Липецк;
Козлов А.М., д.т.н., профессор, зав. кафедрой технологии машиностроения ЛГТУ, ФГБОУ «Липецкий государственный технический университет» Минобрнауки РФ, г. Липецк.
Библиографическая ссылка
Жильцов А.П. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ» И ПРОФИЛЮ «МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22291 (дата обращения: 01.06.2024).